Трактор К-700 «Кировец» — это советский колесный трактор универсального назначения. Трактор в совокупности с прицепными, навесными и полунавесными широкомасштабными машинами применяется для работ разного рода в сферах сельского хозяйства, транспорта, строительства дорог и других.

Создание и дальнейшее развитие

Предпосылкой к разработке трактора была поездка Н. С. Хрущева в 1959 году к американскому президенту Дуайту Эйзенхауэру. Конечно, руководство США решило похвалиться своими достижениями, поэтому устроило Хрущеву экскурсию по заводу компании John Deere. И им действительно было чем гордиться. Говорят, что больше всего своими размерами, скоростями и легкостью обращения с плугом Хрущева впечатлила модель 8010 Goliath.

Подобный гигант был бы отличным помощником для восстановления сельскохозяйственной отрасли в СССР. По возвращении домой Хрущев поручил спроектировать советский колесный трактор, который мог бы по характеристикам посоревноваться с американским. Руководить вызвался конструктор Кировского завода – Жозеф Яковлевич Котин.

Прообразом для отечественной разработки был изначально выбран американский Goliath, но из-за противоречивых отношений между СССР и США не получилось его приобрести. Тогда был выбран альтернативный вариант – канадский трактор Wagner. На его основе и был спроектирован русский К-700 «Кировец».

45 предприятий, многие научно-исследовательские институты, проектные и конструкторские организации Ленинграда и других городов участвовали в разработке трактора. После соединения 7405 деталей в одну машину родился невиданный ранее богатырь – К-700.

Планировалось сразу выпустить 12 опытных образцов, над каждым из которых трудилась отдельная бригада. На заводе объявили конкурс – кто быстрее соберет, тот может проехать на тракторе по проспекту Стачек. Таким образом, первым водителем стал слесарь Сергей Катыкин.

Интересно, что изначально название было дано трактору-пропашнику «Универсал-3», который был разработан еще в довоенные годы для работы на кукурузных и хлопковых полях. Просторечно К-700 называли еще «Степной богатырь». И это неудивительно! Трактор имел внушительные размеры: длина – более 7 м, ширина – более 2,5 м, высота – свыше 3 м, вес – 11 т.

Почему же этот трактор был таким уникальным? «Кировец» опережал все, что в тот период существовало в Советском союзе. С его помощью продуктивность аграрных работ увеличивалась в 2,5-3 раза. Мощный двигатель позволял использовать навесное оборудование на огромных площадях. К тому же, как и многую другую тяжелую технику того неспокойного времени, К-700 мог быть использован в ходе военных действий в качестве артиллерийского тягача.

Давайте на примере рассмотрим производительность трактора «Кировец». Одна лошадь с плугом двигалась со скоростью 3 км/ч. Гусеничный трактор разгонялся до 6 км/ч и мог обрабатывать полосу до 3 м. К-700 развивал скорость до 10 км/ч и мог обрабатывать полосу до 6 м. Чувствуете разницу?

В 1962 году первый трактор К-700 «Кировец» вышел на работу на поля. Конвейерное производство началось в 1969 году. Производились тракторы на Кировском заводе в Ленинграде (Санкт-Петербурге), который являлся крупнейшим машиностроительным предприятием Советского Союза.

Высокая работоспособность была отмечена не только советскими колхозами, но и на мировом уровне. Эксперты полагали, что К-700 на 25-30 лет опередил своих конкурентов и превзошел иностранные аналоги. В 1968 году «Кировец» получил золотую медаль на Лейпцигской ярмарке. В 1969 году «Кировец» получил титул «самый мощный в мире сельскохозяйственный колесный трактор» на выставке тяжелой техники в Париже. Многие западные аграрии начали покупать К-700, его экспортировали в 20 стран, особенно часто в Венгрию и ГДР.

К 1975 году К-700 был модифицирован и появились две новые модели: К-700А и К-701. Между собой они различались моторами: К-700А имел восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238НД3 объемом 14,9 л и мощностью 235 л. с., а К-701 – двенадцатицилиндровый двигатель ЯМЗ-240БМ2 объемом 22,3 л и мощностью 300 л. с. Вес второго достигал 1720 кг – и это еще не самый тяжелый двигатель среди всех моделей тракторов «Кировец». Один двигатель трактора весил столько, сколько весит целиком среднестатистический кроссовер. От своего прообраза К-700 новые модели отличались куда значительнее. Во-первых, у новых моделей нет рессор. Во-вторых, топливный бак уже находится не сзади, а их стало два и располагаются они по бокам. В-третьих, мощнее колеса. Эти тракторы уже нашли свое применение и в других сферах народного хозяйства Советского Союза, кроме аграрной. Кстати, производились К-700А и К-701 также на Кировском заводе.

Следующей модификацией стал трактор «Кировец» К-703. Его основным преимуществом по сравнению со старыми моделями стал реверсивный пост управления, то есть сиденье оператора разворачивается на 180 градусов, руль переставляется на дополнительную рулевую колонку, а педали дублируются позади кабины. В дальнейшем на его основе были разработаны модели специальной техники.

Для тракторов «Кировец» К-700А и К-701 было изготовлено разнообразное навесное оборудование: погрузчики, стогометатели и пр. Также на основе трактора «Кировец» был создан траншеекопатель.

В 1980 году была создана пробная партия гигантов К-710 с двигателями мощностью 500 л. с. Выход трактора приурочили к 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина, поэтому иначе его называли «Ильич». Однако в хозяйстве эти тракторы не прижились.

Далее выходит К-701М с двигателем мощностью 350 л. с. Удивительно, что классический «Кировец» все еще продолжал выходить с конвейера и радовать трактористов.

К 1990 году было ясно видно, что трактор «Кировец» и его последующие модификации нашли свое место в различных сферах народного хозяйства и пользуются там успехом, поэтому было принято решение расширить ассортимент и начать выпуск специальной техники на основе трактора «Кировец»:

  • «Кировец» К-702МБА-БКУ (колесный бульдозер),
  • «Кировец» К-702МА-ПК6 (одноковшовый погрузчик),
  • «Кировец» К-702МВА-УДМ (универсальная машина),
  • «Кировец» К-701М-ВК (самоходный виброкаток),
  • фрезерно-роторный снегоочиститель.

Только в 2002 году был прекращен выпуск тракторов «Кировец» К-700А и К-701, так как они «морально устарели». На смену им пришла новая модель – «Кировец» К-744. Однако новый К-744 был значительно дороже своих предшественников.

Благодаря такому большому спросу на тракторы и другую специальную технику на основе легендарного трактора их производство до сих пор продолжается на различных машиностроительных заводах России. Сейчас Кировский завод изготавливает лишь спецтехнику, а производство тракторов серии К-700 закрыто. За все время завод изготовил более 460 000 тракторов. В продаже можно встретить тракторы этой модели, но исключительно на вторичном рынке, то есть восстановленные бывшие в использовании машины. Однако найти запчасти на трактор «Кировец» не представляет труда, так как их производят и сейчас. Для этого просто надо обратиться в магазин запчастей для тракторов.

«Кировец» известен в мире не только благодаря своей работоспособности, но и за участие в своеобразной забаве – перетягивании каната тракторами. Нередко сильнейшим оказывается именно русский артиллерийский тягач. Конечно, уже пошарпанный, со ржавчиной, но все еще несокрушимый.

Технические параметры

Двигатель

К-700 имел восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238НБ мощностью 230 л. с. Для сравнения: распространенный тогда трактор ДТ-54 обладал двигателем мощностью 54 л. с. Дополнительной функцией было устройство предпускового обогрева, что являлось еще одной инновацией.

КПП

Коробка переключения передач механическая, 4-диапазонная, 16-скоростная. Трактор имеет 4 механические передачи, 4 гидравлические и 2 нейтральные. Также есть 4 механических режима, повышенная и пониженная. Переключение скоростей осуществляется без потери мощности.

Габариты

К-700 – это самый большой трактор своего времени. Вес машины – 11 т. Длина – 740 см. Ширина – 253 см. Высота – 320 см. Ширина колеи – 210 см. Радиус поворота – 720 см. Дорожный просвет – 44 см.

Навесное оборудование

К-700 можно адаптировать для работы с разными видами навесного оборудования массой до 2 т. В основном применяется оборудование сельскохозяйственного назначения. Благодаря раздельно-агрегатной системе навесного оборудования появилась возможность управлять не только самими навесными приборами, но также их рабочими органами.

Расход топлива

На практике на обработку 1 Га земли расходовалось 13-15 л дизеля. За 12-часовую смену уходило до 100 л топлива. Расход топлива у трактора действительно впечатляющий, но он имел бак на 450 л, поэтому заправлять машину приходилось не слишком часто.

Серийный ряд моделей

  • К-700 – основная модель, которая является прообразом для всех последующих преобразований.
  • К-700А – модифицированная модель (схожа с К-701, двигатель ЯМЗ-238НД3).
  • К-701 – модифицированная модель (схожа с К-700А, двигатель ЯМЗ-240БМ2).
  • К-701М – двуосная шестиколесная модель с более мощным двигателем.
  • К-702 – модель с усиленной тягой, использующаяся как базовая конструкция для погрузчиков, катков, бульдозеров, скреперов.
  • К-703 – первая модель, оснащенная реверсивным постом управления.
  • К703МТ – трехосный сочлененный самосвал, тоннажность которого составляет 18 т.
  • К-708УДМ – универсальная дорожная машина.

Аналоги

На момент начала конвейерного производства тракторов К-700 «Кировец» это модель имела уникальные характеристики. Однако со временем появились и другие модели, которые способны были конкурировать с К-700 по параметрам и производительности. На данный момент можно выделить следующие аналоги:

  • Алттрак Т-404
  • МТЗ 3525.6
  • МТЗ 2122.4
  • МТЗ 2022
  • ЧТЗ Т-100М
  • Троицкий ТЗ К-704

Современные модели тракторов превосходят по своим характеристикам К-700, поэтому их нельзя отнести к аналогам. Все-таки их можно сравнить только со следующими поколениями, в том числе разработанными на базе К-700.

Применение

К-700 был разработан как универсальный тяговый трактор, однако изначально в основном применялся только в аграрной сфере. Постепенно с выходом новых модификаций сфера применения расширялась.

Основные виды работ:

  • дорожно-строительные;
  • землеройные;
  • мелиорационные;
  • аграрные (вспахивание и рыхление почвы, культивация, боронование, дискование, лущение стерни, снегозадержание, посевные работы);
  • транспортные операции.

Преимущества и недостатки

Плюсы:

  • проходимость;
  • надежность;
  • практичность;
  • мощный двигатель;
  • ремонтопригодность;
  • доступные запчасти трактора;
  • легкое управление навесным оборудованием;
  • отапливаемая вентилируемая кабина;
  • широкий интервал рабочих температур;
  • относительно низкая цена.

Минусы:

  • большая масса – большое давление колес на почву;
  • риск опрокидывания на рельефной местности;
  • значительно выступающий вперед мотор снижает проходимость в тяжелых условиях;
  • недостаточная обзорность из кабины;
  • ограниченные возможности при работе на склонах.

Цена

До сих пор «Кировец» остается востребованным на рынке трактором. Естественно, выпуск с завода давно прекратился, поэтому желающим следует искать тракторы на вторичном рынке. Стоимость зависит от года выпуска, состояния, комплектации и рабочего износа, поэтому разброс цен выходит весьма значительным.

Купить запчасти для трактора можно совершенно без проблем. Вы можете посмотреть каталог запчастей тракторов.